Особенностью коммерческих отделов является их
неравномерный режим посещения. Днем или утром в магазине одежды, может быть, пара посетителей, а в Черную пятницу людей будет столько что дышать будет нечем. Правильно спроектированная и автоматизированная система справится с большим притоком посетителей и оставит вентиляцию на минимальном уровне в часы, когда никого нет.
Еще одной особенностью коммерческих помещений является необходимость охлаждения воздух даже в зимний период.
Компания ЭНСО предлагает связывать систему отопления вентиляции и кондиционирования одной автоматизированной системой управления для исключения перегревов помещений и оптимизации расходов на эксплуатацию.
Можно выделить два основных вида торговых центров:
- торговые центры-склады, представленные однообъемными помещениями с высокими потолками. Такой магазин обычно арендует одна фирма.
- центры в один или несколько этажей с размещением магазинов одежды, кафе, боулинга, катка и прочих, арендуемых различными компаниями. Для двух этих вариантов требуются разные системы вентиляции и кондиционирования.
В однообъемных торговых центрах не нужно регулировать температуру в разных помещениях. Такие торговые площади зачастую оборудуют одной системой, объединяющей в себе сразу вентиляцию, отопление и кондиционирование. Функции системы вентиляции выполняет крышный кондиционер. Из помещения в кондиционер поступает воздух, который смешивается с поступающим подогретым либо охлажденным свежим и возвращается назад в помещение. В теплый сезон крышный кондиционер обеспечивает подачу холодного воздуха. В холодное же время года воздух нагревает калорифер. При использовании водяного калорифера тепло поступает из котельной или теплового пункта. Зачастую крышный кондиционер заменяет приточная вентиляция, которая имеет секцию водяного нагрева и охлаждения.
В многофункциональных ТЦ с множеством помещений обычно устанавливают приточную вентиляцию с наличием секции охлаждения и системой вытяжки. Для кондиционирования применяются чиллеры.
Монтаж основного оборудования и магистральных коммуникаций осуществляется на этапе строительства. В дальнейшем арендаторы коммерческих площадей сами устанавливают воздуховоды, фанкойлы, вентиляционные решетки и пр.
Особенности вентиляции супермаркетовПомещения супермаркетов обычно имеют высокие потолки и ригели. Это приводит к стратификации воздуха по высоте — в верхней части помещения он заметно теплее. Поэтому вытяжку делают из верхней зоны.
Несмотря на то что вся торговая зона зачастую оказывается единым помещением, она подвержена четкому зонированию. В любом супермаркете есть зоны со стеллажами, холодильниками, морозильными камерами, зоны продажи свежей еды и полуфабрикатов, зоны непродовольственных товаров. Для каждой зоны формируются собственные принципы организации воздухообмена, воздушных потоков и температурных режимов. Супермаркеты отличаются весьма большим тепловыделением как от оборудования, так и от людей.
В супермаркетах обычно предусматривают одну или две приточные и несколько вытяжных систем. Основная вытяжная система (общеобменная) обслуживает торговый зал. Она может быть задействована и для вытяжки из офисных помещений. Кроме того, отдельные вытяжные системы предусматривают:
- на кухне
- в помещении пекарни
- из санузлов и душевых комнат
- из помещений погрузки/разгрузки.
Серьезной преградой для распределения приточного воздуха являются стеллажи с продукцией. Если при подходе к верхней точке стеллажа воздушная струя раскрылась недостаточно, то воздух попадет только в один проход. Для равномерного воздухораспределения следует учитывать форму струи решетки, скорость и ширину ее раскрытия или предусматривать приточные решетки над каждым проходом.
Ввиду того, что посещаемость любого магазина сильно меняется в течение суток, рекомендуется, чтобы основные приточные и вытяжные системы имели возможность плавного регулирования производительности. Это поможет существенно сэкономить не только на мощности, потребляемой вентилятором, но и на мощности, затрачиваемой на нагрев или охлаждение приточного воздуха.